Контактная информация
127018, г. Москва, ул. Складочная,
д.1, стр. 53, пом.7

Ужин у архиерея. Рассказ

29 июня 2010

Поезд прибыл на станцию еще затемно. Машина ждала меня, и все были в сборе: Васильич, Краузе и старик с сыном-доктором. Только я забрался в кунг, сразу поехали.

Шум двигателя мешал общему разговору – приходилось сильно напрягать голос, и потому, покричав для обсуждения планов, мы затихли.

Трясясь в холодной металлической будке, я подремывал и вспоминал подробности странного визита, который мне довелось совершить двумя днями раньше. Вспоминалось, конечно, отрывками и без всякого последовательного порядка. А если с последовательным порядком, то получалось вот что. Примерно в тысяче верст от Москвы, в земле сырой и холодной, был у меня ветхий домишко, куда я с друзьями наведывался иногда на охоту. Однажды у местных жителей всколыхнулось неудержимое желание восстановить храм, который они уродовали с полстолетия, но так и не одолели. Мне выпала душеполезная участь помогать им в добром занятии. Я и помогал: составлял письма, прошения, заявления, вместе с председателями колхоза и сельсовета ездил в областной город, познакомился с архиереем, родившимся еще при самодержавной монархии… И вот, в Москве уже, получаю от архиерея телеграмму с приглашением срочно прибыть в гости. Приезжаю, нахожу «резиденцию» – деревянный дом на окраине, запущенностью своею напоминающий старые подмосковные дачи…

Ужинали в гостиной, где все было, хотя и разностильно, однако в духе старых времен, казавшихся устойчивыми: и мебель, и картины, и столовые приборы, и колокольчик под властной рукой… Когда пришла пора подавать чай, архиерей позвонил в колокольчик. Ничего за этим не последовало. Он позвонил еще раз. И еще раз не последовало ничего. Тогда он с едва сдерживаемым раздражением позвал повариху:

– Татьяна Михайловна! – и опять без всяких последствий.

– Татьяна Михайловна! – гневно прокричал он, со стыдливою досадою косясь на меня. Шаркая шлепанцами, из соседственной с нами кухни пришла повариха – коренастая женщина лет пятидесяти пяти:

– Ну, чего еще? – лениво спросила она, приваливаясь к косяку и выражая всем своим видом высокомерное терпение.

– Так чаю же! – растерянно произнес архиерей.

– Щас, – оттолкнулась задом от косяка, неспешно вышла и принесла две чашки чая.

Владыка рассказывал мне о своем детстве, о том, как впервые пришел в храм, как на него, шестилетнего, возложил стихарь священнослужитель, причисленный теперь к лику новомучеников. Рассказывал, как влюбился в учительницу немецкого, как в двадцатые годы, юношей еще, был арестован за веру. Как, оказавшись в камере среди священников, дьяконов и прочих страдальцев Христовых, извлек из кармана Евангелие на немецком языке, завалился на верхние нары и не без хвастовства раскрыл книгу. Подошел старый ксендз и на чистейшем немецком жестко выговорил:

– Эту книгу, молодой человек, можно читать только стоя.

– Или на коленях, – добавил к месту, но уже по-русски, батюшка, лежавший ближе к окну: ему, похоже, недоставало воздуха. Ночью с ним случился сердечный приступ, и его унесли навсегда.

– Так мне был преподан урок благоговения, – сказал архиерей, – а без благоговения в Церкви делать нечего. Запомните это! – и тихо повторил: – Без благоговения – нечего…

И еще попросил представить, что у меня в руках банка с муравьями: «Ну, скажем, стеклянная пол-литровая, а в ней – пригоршня муравьев. И вот ползают они там друг по дружке: на лапки наступают, на головы, на усы… Больно им, и нехорошо это, но так уж оно устроилось – в этой банке. И вдруг какой-то муравьишка поднимается по стеклышку, поднимается… Упадет и опять поднимается. Наконец, подползает к вашему пальцу и, почувствовав тепло, в благоговении замирает… И не хочет никуда уходить, и остается возле вашего пальца, забыв и про братьев своих – муравьев, и про еду, и про воду. И вы уж, конечно, постараетесь о нем позаботиться… А другой – подползет к пальцу да и укусит. Вы по доброте душевной его аккуратненько вниз спихнете, а он – опять за свое, опять кусаться. Ну, может, и еще разок сбросите, а уж на третий раз от него, пожалуй, и мокрого места не останется… Примерно так, – старик улыбнулся, – и на нас сверху посматривают, и из первых получаются праведники, а участь вторых – богоборцев – всегда прискорбна…»

Между тем небо за окнами нашей будки начинало светлеть. Пора было бы сворачивать с трассы, однако грузовик, не снижая скорости, все катил и катил на юг.

Я вспомнил еще, как за чаем архиерей, явно смущенный неделикатностью своей поварихи, пожаловался на бабок – так по церковной терминологии именуют не всяких старух вообще, а лишь тех, которые занимаются в храмах уборкой и разной подсобной деятельностью:

– Сколько служу, столько и страдаю от них! Выйду в соборе с проповедью, – какая-нибудь дура в черном халате тут же приползает протирать подсвечники перед самым моим носом… А как мучаются из-за них прихожане, особенно из новообращенных да особенно женщины!.. Если уж молодая и красивая – набросятся, как воронье: то им не нравится, как свечку передаешь, то – не так крестишься, то еще чего: шипят, шамкают – только и слышно в храме: шу-шу-шу, шу-шу-шу… Сколько я бранился на них! Сколько раз прямо в проповедях взывал к ним! Без толку… Но, как подумаешь, из кого они вырастают?.. Из таких же молодых и красивых… Не выдерживают бабешки приближения к небесам…

Допили чай. Вздохнув, он закончил рассуждение совершенно неожиданным выводом:

– Две беды у русской Церкви: бабки и архиереи. О последнем умолчу…

Машина, наконец, замедлила ход и остановилась. Водитель открыл дверь кунга и попросил глянуть – не здесь ли сворачивать. Мы спустились по откидной лесенке на асфальт. Было серое утро. Там, откуда мы приехали, даль терялась в почти ночном еще сумраке, но впереди уже явственно брезжил рассвет, и дорога прямой чертою соединяла нас с ним. Легкая поземка переметала через темнеющее полотно снежную пыль. Далеко впереди три лося не спеша пересекали дорогу. Они направлялись как раз туда, куда и мы следовали.

А потом был долгий суетный день. Мы кого-то окружали в дубовых лесах, кого-то загоняли, перебираясь через занесенные снегом овраги, но так ни разу и не выстрелили. Ночевали на пасеке. У нас был ключ от летнего домика пасечника, и шофер, пока мы бегали по сугробам, натопил печку и приготовил еду. Велись всякие разговоры, я между прочим рассказал и о поездке к архиерею. Васильич, который в ту пору был мало-мальски воцерковленным человеком, заинтересовался:

– Ну а после бабок о чем говорили?

– Ни о чем. Распрощались, и я пошел на вокзал. Так вот и съездил: ночь туда, ночь обратно, чтобы послушать, как старичок когда-то влюблялся в учительницу, а о восстановлении храма – ни слова…

Большинство охотников согласились, что это полная глупость, но Васильич сощурился и загадочно произнес:

– Тут все не просто… Не-эт! Архиереи такой народ, что у них ничего так просто не бывает! Помяните мое слово…

Никто не возражал: у Краузе не было достаточно четкого представления об архиереях, для доктора все люди были одинаковы – все болеют, а его отец уже спал, сморенный дневным утомлением и вечерним застольем. На другой день все началось сызнова и проходило так же бестолково. А уж когда ехали домой, то и вовсе заблудились в степи. Наш давешний след поземка позамела, и охотники стали ориентироваться по памяти. Мы плутали-плутали, проваливались, выталкивали машину, наконец, заползли в какой-то сад – наверное, яблоневый. Мужикам этот сад показался знакомым по прежним охотам, решительно двинулись в нужную сторону, но вскоре замерли: перед нами лежала обширнейшая и очень глубокая балка, занесенная снегом…

Разглядев в сгущающихся сумерках высоковольтку, Краузе определил стороны света – он почему-то знал, откуда и куда идет эта линия.

– До Волги – километров тридцать, – уверенно сказал Краузе, – там вдоль берега есть дорога.

– Но мы не доберёмся, – робко возразил шофер, – такие овраги…

– Не доберемся, – уверенно подтвердил Краузе.

Они долго еще совещались, наконец, Васильич надумал:

– Вот кто нас выведет, – и указал на меня. Мы приняли это за шутку.

– Говори, куда ехать! – пристал Васильич.

– Да ладно тебе…

– Говори, говори!

– Ну откуда ж мне знать?

– Да хоть и не знаешь – садись в кабину и говори.

Мужики, повздыхав и покачав головами, забрались в кунг.

– Он что, перебрал вчера? – спросил я шофера.

– Да он вроде почти и не пил… Так куда ехать-то?

– Да что вы все – с ума посходили?.. Я ведь тут в первый раз… Давай, разворачивайся и по своему следу…

Мы снова ползли, вязли в снегу, буксовали, выталкивали… И вдруг увидели два силуэта. Водитель взял напрямик: через несколько минут подъехали к охотникам-зайчатникам, а уж они указали дорогу. Обнаружилось, что мы забрались в соседнюю область, но насчет высоковольтки и расстояния до Волги Краузе между прочим оказался прав.

Расставаясь, договорились продолжить начатое занятие через неделю. Я оставил ружье, патроны, теплую одежду и отправился в Москву налегке.

Дома меня ждала еще одна телеграмма от архиерея. Ну, думаю, может, теперь дело дойдет до восстановления храма. Поехал…

Долго потом не мог я понять, отчего с такой резкостью запечатлелась в памяти простая эта картинка: серое зимнее утро, прямая асфальтовая черта, лоси, поземка, обволакивающая сапоги снежной пылью, и мы стоим рядом: Васильич, Краузе, доктор, его отец и я, – все еще живы, все еше крепкие мужики и все вместе еще… Лишь спустя годы выяснилось, что именно в эту минуту архиереем было принято решение, о котором из всех нас догадывался один Васильич.

За ружьем и теплой одеждой я попал к старому другу только весной.

– Я ж говорил, что у архиереев ничего так просто не бывает, а вы, разгильдяи, не верили. Потому и в кабину тебя посадил – думаю: если уж ты уготован для рукоположения, то, – он указал пальцем в небо, – будешь выведен, а заодно с тобою и мы. Вот так-то, отец диакон, а ты еще обижался…

Священник Ярослав Шипов

иллюстрация: Татьяна Юшманова. Ночь. 1997

 

 

Важные события

Представители ОРЮР приняли участие в коллегии руководителей отрядов Братства Православных следопытов
25 января 2024
1

Представители ОРЮР приняли участие в коллегии руководителей отрядов Братства Православных следопытов

25 января 2024 года в рамках XXXII Международных Рождественских образовательных чтений в направлении «Церковь и молодежь» на Крутицком подворье состоялась коллегия рук...
Сегодня, 17 ноября, подписано соглашение о сотрудничестве между Челябинской епархией и ОРЮР.
17 ноября 2023
2

Сегодня, 17 ноября, подписано соглашение о сотрудничестве между Челябинской епархией и ОРЮР.

На открытии III Форума православной молодёжи произошло подписание соглашения между Челябинской Епархией Русской Православной Церкви и Общероссийской общественной детск...
Завершила свою работу VII Всероссийская конференция «Педагогика российского разведчества: опыт деятельности, проблемы и перспективы»
6 ноября 2023

Завершила свою работу VII Всероссийская конференция «Педагогика российского разведчества: опыт деятельности, проблемы и перспективы»

Она прошла 5-6 ноября в Ресурсном центре НКО Комитета общественных связей и молодежной политики города Москвы
10 октября состоялось подписание соглашения о сотрудничестве между Майкопской и Адыгейской епархией и ОРЮР
10 октября 2023

10 октября состоялось подписание соглашения о сотрудничестве между Майкопской и Адыгейской епархией и ОРЮР

10  октября 2023 года состоялось подписание соглашения о сотрудничестве в деле духовно-нравственного и патриотического воспитания подрастающего поколения меж...
30 марта состоялось подписание соглашения о сотрудничестве между Санкт-Петербугской епархией и ОРЮР
30 марта 2023
7

30 марта состоялось подписание соглашения о сотрудничестве между Санкт-Петербугской епархией и ОРЮР

Подписано соглашение о сотрудничестве между Санкт-Петербугской епархией в лице протоирея Константина Головацкого и ОРЮР в лице скаутмастера Гурия Попова, на основании ...
22 марта состоялось подписание соглашения о сотрудничестве между Иваново-Вознесенской епархией и ОРЮР
22 марта 2023

22 марта состоялось подписание соглашения о сотрудничестве между Иваново-Вознесенской епархией и ОРЮР

22 марта состоялось подписание соглашения о сотрудничестве в деле духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения между Иваново-Вознесенской епархией в лице м...
Между ОРЮР и отделом по делам молодёжи Московской епархии РПЦ подписали соглашение о сотрудничестве
28 апреля 2022
6

Между ОРЮР и отделом по делам молодёжи Московской епархии РПЦ подписали соглашение о сотрудничестве

28 апреля состоялась встреча председателя Отдела по делам молодёжи Московской епархии протоиерея Кирилла Сладкова с представителями ОРЮР в лице Старшего скаутмастера О...
В Костроме состоялась презентация работы отрядов и дружин перед сотрудниками Федеральной службы охраны
23 января 2022
4

В Костроме состоялась презентация работы отрядов и дружин перед сотрудниками Федеральной службы охраны

В православном молодежном центре "Агапа" состоялась презентация работы отрядов и дружин Верхневолжского отдела ОРЮР перед сотрудниками Костромского управлени...
Между Организацией Российских Юных Разведчиков и Синодальным отделом по делам молодёжи РПЦ было подписано соглашение о сотрудничестве
27 декабря 2021
5

Между Организацией Российских Юных Разведчиков и Синодальным отделом по делам молодёжи РПЦ было подписано соглашение о сотрудничестве

27 декабря на Крутицком Патриаршем подворье состоялась встреча представителей ОРЮР и Синодального отдела по делам молодёжи РПЦ

Другие новости отдела

Скауты-разведчики дружины «Владимир» приняли участие в работе региональной стратегической сессии «Навигация детства в Год семьи в России: приоритеты, направления и технологии деятельности».
27 февраля 2024
2

Скауты-разведчики дружины «Владимир» приняли участие в работе региональной стратегической сессии «Навигация детства в Год семьи в России: приоритеты, направления и технологии деятельности».

Скаутмастер Евгений Алексеенко выступил с докладом «Воспитание духовно-нравственных ценностей в детях через совместную работу с семьёй»

Может быть интересно

Скауты-разведчики дружины «Владимир» приняли участие в работе региональной стратегической сессии «Навигация детства в Год семьи в России: приоритеты, направления и технологии деятельности».
27 февраля 2024
2

Скауты-разведчики дружины «Владимир» приняли участие в работе региональной стратегической сессии «Навигация детства в Год семьи в России: приоритеты, направления и технологии деятельности».

Скаутмастер Евгений Алексеенко выступил с докладом «Воспитание духовно-нравственных ценностей в детях через совместную работу с семьёй»
Поиск по сайту