Благословение Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II

Крым - земля добрейших людей (поход глазами хронометриста). Часть 1
PDF Печать E-mail

Мы начинаем публикацию большого отчёта дружины "Череповец" о походе по Крыму.

Предисловие: Перечитав свои записи, которые остались у меня после поездки, я решил переделать стиль отчёта, так как мало кому будет интересно читать сухую статистику. Поэтому здесь поведётся рассказ в свободной авторской форме с добавлением фото и привязкой по времени, дабы было видно, что я не зря там свой карандаш тупил.
P.S: Представленный ниже материал не преследует цели кого-то оскорбить или высмеять, сами рожи на камеру корчили=)

Итак... Тот долгожданный День Икс, к которому в разное время готовились разные люди разными способами, наконец, наступил. В 10 часов 29 апреля 2016 года,  я, войдя в здание, сразу же встретился с Димкой, который, как царь Додон из сказки Пушкина в своей светлице среди сокровищ, восседал в холле воскресной школы, обложившись рюкзаками, и старательно кормил свой рюкзак новыми вещами, принесёнными из дома. Рюкзак кормился неохотно, но Димка не сдавался, остальные же рюкзаки, вынесенные им из кладовки, лишь грустно смотрели на происходящее и ждали своих хозяев.
Практически одновременно со мной пришли и Серков Егор, Иванова Настя и Беляков Кирилл. Последние, в ожидании остальных, моментально устроили бардак среди вещей, дав ясно понять, что продолжаться подобное будет весь поход. Не обманули.

К 10:35 прибыли и Тимофеева Марина с сыном Фёдором, который моментально подключился к играм, а в 10:42 наконец прибыло и тяжёлое подкрепление в лице аж четверых Поцелуевых - двух Александров, Светланы и Лёши. С их появлением начались уже первые серьёзные сборы (а именно погрузка рюкзаков) и первые косяки. При сборе документов обнаружилось их полнейшее отсутствие у Кирилла, который в итоге отбыл на машине (хорошо, что не с мигалками) в сторону своего дома на поиски важных бумажек, за что можно сказать большое спасибо Юлии Серковой, маме Егора, без которой ему бегать пришлось бы раза в три дольше. А нас тем временем построили на молебен на улице, который продлился с 11:02 до 11:25.

Меж тем под самый занавес явился и виновник переполоха, который вспомнил, что его документы лежат в глубинах рюкзака, так что, сделав крюк и покатавшись на машинке, он ещё успел на конец молебна, а так же на благословление.
После того, как все дружно перекопали его рюкзак и отыскали злосчастные бумажонки, начались шумные прощания с привычными "досвиданияпрощайтедайтеобниму", которые ещё минут на двадцать задержали выезд, но в конечном итоге наш автобус с прицепом, полным рюкзаков, двинулся на Москву.
Череповец ещё не успел скрыться за горизонтом, на часах было всего 12:20, как все, более-менее обустроившись на местах, вдруг начали.... есть. Причём так, словно больше случая в дороге не представится, а по Крыму мы пойдём без еды. По автобусу гуляло абсолютно всё: от орешков и яблок до салатов и огурцов. Но дорога оказалась всё же гораздо более дальней, чем запас провианта, так что весь дальнейший путь каждый творил, во что был горазд, но общая атмосфера в машине всё же была... радостно-возбуждённая, скажем так.

Наскоро перекусив в столовой за Ярославлем в 18:20, мы отправились дальше в путь и добрались до аэропорта в Москве уже к 21:30.

Дальше у меня фотоаппарат начал выдавать немного странные финты на тему "хочу - фотографирую, не хочу - не фотографирую", и я всерьёз заволновался, а будет ли он работать дальше вообще. Но, честно говоря, там и снимать особо было нечего, была лишь рутина стояний в очереди, запаковывание плёнкой рюкзаков, да получение билетов. Ах да, а после этого торжественное доедание припасов из города в зале ожидания.

Так же за время ожидания наша троица следопытов обнаружила трёх стереотипных афро.. э-э.. африканцев, чинно ждущих своего рейса, которые моментально стали объектами для исследования и разведки, обо всех успехах которых следопыты шумно сообщали на весь аэропорт. Фразочек было много, но мне больше всего понравился вопль на весь зал "Негры по-американски разговаривают", автора которого я тут лучше раскрывать не буду.
Остальные, кто был хоть немногим старше следопытов и при этом не увлекался едой, пытались мне помочь с фотоаппаратом, но их хватало в среднем минут на пять, после которых они возвращали мне электронику со словами "И кто его знает, чего он моргает". И прочее в таком духе. Так, за мелкой суетой и скукой в ожидании самолёта наступила полночь.

30 апреля 2016 года группа туристов из Череповца в 12:20 ночи торжественно погрузилась из аэропорта в.. автобус. Да, опять в автобус, который нас покатал по ночной взлётно-посадочной полосе, где и стоял наш самолёт.
В это время у меня на пару секунд даже «разглючил» фотоаппарат, что позволило сделать более-менее сносное фото.

Поменявшись местами с одной весьма специфичной дамочкой (я таких не фотографирую), я подсел поближе к нашим и вручил сей электронный механизм Феде, которому посчастливилось лететь у иллюминатора.

В 01:00 мы взлетели. Федя старался и фотографировал, как мог, но фотографировать ночь, это как рисовать негров, ворующих уголь из шахты, да и к тому же с таким-то привередливым фотоаппаратом. Так что фотки кривые, зато свои. А красивые картинки вы и без нас в интернете посмотреть сможете =)
В полёте все пытались честно вздремнуть, так как переезд и посиделки до полуночи утомили практически всех, но бравые стюарды и стюардессы не давали забыться сном дольше, чем на 20 минут (засекал). Таким вот полудрёмом мы и долетели до Симферополя к 03:00 часам ночи.
Кое-как высыпавшись из самолёта, мы отправились на поиски нашего багажа, а после и к выходу из аэропорта. С красными от недосыпа глазами и в камуфляжной форме мы были больше похожи на озлобленных террористов, а не на бравых разведчиков, но, тем не менее, мы даже попытались там сфотографироваться.

Александр тем временем созвонился с местным таксистом-маршрутчиком, с которым договаривались ещё в Череповце, который обещался быть как штык - нет, как два штыка! И пропал. На улице холодно, темно, так что ждать мы его решили в тёплом и светлом здании аэропорта, благо, пока не выгоняли. Многие завалились спать прямо там на своих же рюкзаках.
Через полчаса, а именно в 04:45, когда наш Дельфин уже предлагал вместо оплаты хорошенько ему двинуть, отзвонился водитель и пообещал, что летит на всех парах к нам и будет ну максимум через 5 минут. Поверив этому опоздуну, вся наша группа вывалилась на улицу, почти встречая рассвет, который хитро спрятался за горами.

Скажу честно, Крым меня встретил двумя особенностями: воздухом и диалектом. Воздух ударил в нос сразу, как открылись двери. Свежий, чистый и весенний. После целой зимы в нашем городе металлургов, этот воздух прочищал меня ещё весь день, за период которого беспрестанно болела голова. Диалект же был разительно отличен спустя считанные секунды нашего пребывания на улице. Увидев стайку рабочих аэропорта, которые мирно покуривали в сторонке, Акелла решил узнать, где здесь может появиться летящий за нами автобус, а для не привыкшего моего слуха это выглядело так:
оброе утро! Вы не подскажете, где здесь может остановится овтобус?
-Да хдэ хдэ! Вот здеся и астановится он, ничехо страшнаго! - Попыхивая сигареткой, отвечал один из них.
Словом, разница между "Вологодским говором" и здешним "Хэканьем" была на лицо. Букву "Г" они не выговаривают физически, а "Е" заменяют на "Э", по ощущениям, из принципа. Хотя мы, пожалуй, для них так же дико звучали. Наконец, когда мы окончательно замёрзли, к нам приехал наш бомбила, мы все еле втеснились в автобусик, и... я уснул. Нет, ну а что? Голова болит, да и силы нужны будут, чего время зря терять. Продремал до улицы Киевской, где живут родственники Поцелуевых - Валентина и Владимир.
Там же мы прихватили с собой и Илюху, который приехал туда ещё вчера. Теперь я уже с чистой совестью окончательно вырубился прямиком до Бахчисарая.
В 6:03 автобус нас привез к парковочной площадке перед Успенским монастырём, к которому вела дорожка прямиком в гору. На улице была совсем не весенняя холодрыга, а от окружающего пейзажа резко пропала вся сонливость. Мы были между горами! Такого я, житель равнин, не видел ещё никогда. Фотографировать хотелось каждую скалу и раз по десять, но я себя урезонил тем, что нам ещё и другие попадутся. Не обманулся. Наскоро нацепив свитера и шапки, мы отправились в монастырь.

Успенский монастырь расположился прямо в ущелье между 2 горами. В одной из скал был вырезан сам храм, а близ него стояли остальные постройки. Хозяйственная часть расположена в долине чуть ниже.
Отстояв кто, сколько смог, утреннюю службу с 6:20 до 8, мы получили благословление и отправились ставить лагерь неподалёку, дабы отпраздновать Пасху в монастыре.
Когда мы нашли удобную поляну для стоянки совсем рядом с подозрительно-ровной асфальтовой дорожкой, которая что-то тут забыла, то начали ставить палатки, а уже в 9:55 группой старших скаутов отправились на нависающую над нами гору для разведки. Тропы мы туда так и не нашли, так что приходилось забираться буквально по отвесному склону, но оно того стоило.
Вернулись в лагерь мы уже в 10:50, уложившись в установленный нам срок. Так же с плато мы увидели и старинный городу Чуфут-Кале, а так же поняли, куда вела та асфальтовая дорожка - прямиком к этой крепости. Мало-помалу начали появляться целые группы городских туристов, которые табунами шли мимо нашего лагеря, поэтому  лично я себя чувствовал просто зверем в зоопарке.

В 12:05 состоялся наш первый обед в походном варианте, правда сильно смягчённый пирожками сердобольной Валентины, которая решила накормить всю нашу шайку. После этого, так как день был без переходов, был объявлен "Тихий час", который продлился все три, пока старшие Александр и Николай ходили регистрировать маршрут. За это время все успели подурачиться, поиграть, поваляться, обгореть и снова подурить.

И вот в 15 часов мы пошли к Чуфут-Кале, дождавшись, когда толпа туристов поутихнет. Честно говоря, городок впечатляющий, да и сами небольшие рукотворные пещеры у подножья были не менее интересными.

Дальше был ужин в 18 часов и долгие сборы а-ля «кто-куда-идёт», с целью выйти ещё раз к пещерному городу, чтобы показать его руководителям, которые не ходили туда. Старшие же разведчики решили опять умыкнуть на первое плато, где мы были утром, и где они потом конкретно застряли практически на час с лишним.

Когда же мы вернулись, то нашу поляну в сумерках было не узнать - появилось ещё больше пяти палаток, как оказалось, с нами по соседству поселились волгоградцы, вежливо нас потеснив. В принципе, оказались культурные ребята, так что всё было не так плохо, как показалось в начале. С 20 часов мы с Лёшей пытались выспаться перед ночной службой, но всем вокруг вдруг стало так нужно пробраться  в палатку, посветить фонариком в лица два-три раза, чтобы точно убедиться в нашем бодрствовании, и потом вылезти обратно. Однако всех тоже сморило уже к 21:30 и это забытье продолжалось до 22:40.
Дальше начались сборы и выход к монастырю. Скажу сразу, я даже не пытался сфотографировать ни один из храмов изнутри, так как не хотел выглядеть туристом, который просто бегает ради красивых фоток. Если кому интересно - фото есть и в интернете. В общем, в 23 часа мы были в храме, и началась служба.

01.05.2016 - Христос Воскресе! 0:20 из храма увели засыпающих на ходу следопытов, а через час в сторону лагеря направился и я вместе с Настей и Егором.
Скажу честно, такого звёздного неба над головой я не видел никогда, ни в деревне, ни тем более в городе. Пройдя почти всю дорогу с поднятой головой,  я ещё остался дежурить в лагере до 02:20, сидя около углей потухшего костра и по-прежнему любуясь звёздами, ведь чем дольше на них смотрел - тем больше их появлялось на небе.
7:30 - подъём, готовка и завтрак с 8:00. Помимо стандартного завтрака были ещё яйца и куличи, так что шиковали мы в походе очень даже.

Конкретно заправившись, мы вышли в путь, оставив Валентину и Олесю лишь только в 12 часов, хотя планировали выйти на целый час раньше.

Шли мы теперь не стадом, а колонной по одному, чем сильно удивляли неспешно слоняющихся туристов, которые были нагружены максимум маленьким рюкзаком или бутылкой с водой.

Пройдя мимо мусульманского кладбища, в 13 часов мы устроили привал на развилке. Шли тяжело. Рюкзаки были ещё ого-го тяжёлыми, да и общая духота особой бодрости не добавляла, так что следопыты буквально попАдали на эти 5 минут перерыва. Выйдя дальше вверх по дороге, мы сделали небольшой крюк, и вышли на очередное плато. Там я понял, что фотографировать горы мне ещё долго не надоест. Там же был съеден и первый перевалочный шоколад. Учитывая, что у нас оставались ещё и куличи с яйцами, ели мы его скорее для снижения переносимого веса.

Выход оттуда у нас был в 13:40, а следующий привал только в 14:30 в кедровой роще за какой-то отдалённой ото всех фермой, ну а дальше снова в путь.

Очередной привал в 15:25 по просьбе мелких перерос в поиски воды (нашли ручей) и сбор дикого чеснока, который рос прямо на той поляне. Отдохнув и пополнив запасы, мы потопали дальше и к 17 часам уже пришли к пещерному монастырю Качи-Кальон, где и находится скит Анастасии Узорешительницы.

Местные монахи согласились приютить нас на ночь  и даже накормить ужином, так что переход на сегодня для нас закончился, и ещё оставалось время, чтобы осмотреть сам скит и окрестности и даже сходить в душ.

После сытного ужина, все, уставшие от первого крупного перехода, буквально вырубились, едва дойдя до кровати, лишь я успел ещё дописать все сегодняшние события прежде, чем сон сморил меня около 22:10. Давно я уже так рано не ложился.

02.05.16. Подъём в 6:50 был тяжёловат, особенно для Ильи, который его даже не услышал и встал лишь с 3 попытки, но уже к 7:10 мы были на утреннем правиле, а в 8 побежали штурмовать окрестные горы на зарядке. После был завтрак, которым опять нас угощали местные монахи, а дальше - беседа с одним из них, монахом Исидором, которому даже Акелла еле доставал до плеча. Рассказав нам о важности смерти и путешествиях души после, он  многих погрузил в глубокие раздумья, заметно остудив озорной пыл.
Начав сбор вещей с 9:30, мы провозились целый час, а вышли  так и ещё позже - в 10:50, тем самым побив все рекорды опозданий. Нашей целью была Алимова балка, а после - монастырь Феодора Стратилата.

Спустившись с горы, где находился скит, мы перешли шоссе и пустились в поля, где протекал интересный ручей, закованный в бетонный рукав шириной в добрый метр; так же паслись лошади.
А ещё по пути встретились и местные улитки, размером с шарик для пинг-понга.

Привал мы сделали лишь тогда, когда зашли в самую глушь Алимовой балки, где с одной стороны был крутой склон, а с другой - Алимов навес. Так же рядом оказался родник и пока все отдыхали, мы успели сделать звеновой выход в ущелье неподалёку.

В итоге мы вышли в 12:20, но уже в 12:50, поднявшись из ущелья на плато, мы опять остановились! Сказать, что мне такой темп не нравился - не сказать ничего.
Однако дальше дело пошло лучше, так как с плато мы спускались уже пологим склоном, растянувшимся на добрый километр, так что идти было легко, и вскоре мы вышли на чьи-то сады, расположенные на склонах гор. Если честно, то почувствовал себя как в очередной рекламе сока.

Следующий привал оказался уже в глухом лесу, где мы с трудом смогли найти полянку, способную вместить нас всех. Там же мы и попробовали первый раз походный "боршч".

Поднимающий настроение борщ - страшная штука в умелых руках!

Когда мы, наконец, вышли в 17 часов, то оказалось, что до конца леса мы не дошли всего 300 метров, где могли бы сидеть уже на солнышке.

Но горевать смысла не было, потому что жары нам хватало и в дороге. Перейдя через очередную трассу, мы вновь вышли к лугам, на которых паслись кони и стали продвигаться к деревушке "Большое Садовое", за которой и спрятался нужный нам монастырь. Как я заметил, все деревушки, что попадались нам на пути, да и посёлки тоже, будто застряли на рубеже 80-90 –х годов, так что мы там со своими трекинговыми палками, в очечах и со всем прочим выглядели, пожалуй, как гости из будущего. Ну и как же нам спокойно пройти мимо детской площадки. Да никак:

За деревушкой был очередной узкий серпантин вдоль горы, по которому мы и поднимались к монастырю. И вот оно! 18:50 - монастырь Феодора Стратилата. Столь маленький снаружи и столь впечатляющий внутри.
Там я даже поступился со своим правилом, потому что храм был слишком необычен даже для пещерного.

Получив благословление, мы поставили стоянку в полукилометре выше на горе от монастыря в 19:15 в лесу за родником. После этого начались бытовые занятия по обустройству самого лагеря, костра и готовки еды, а я помимо этого ещё успел записать и поправить всё, что отмечал за сегодняшний день.

Крепко поужинав в 20:40 у костра и проведя вечернюю молитву в 22:30, все разошлись по палаткам уже к 23 часам, когда был объявлен отбой.

Продолжение следует...

Обновлено 18.06.2016 22:07

Скаутский мир. Газета Организации Российских Юных Разведчиков

ОРЮР (Организация Российских Юных Разведчиков) © 2009
При использовании наших публикаций просим ссылаться
на автора публикации и наш сайт - www.orur.ru