Дети Родины, граждане России, братья разведчикам скаутам всего мира, юные рыцари, давшие торжественное обещание ежедневно оказывать услуги людям, друзья, защитники и покровители животных.
Потому что они, как странствующие рыцари разведывают на всех дорогах жизни, где бы им помочь тем, кто нуждается в их помощи.
Дисциплиной, навыками, обретенными в скаутской организации, способностью брать на себя ответственность и быть лидером, проявлять инициативу и др.
Юный разведчик должен быть готов к жизни. Готов служить Богу и Родине, готов помогать ближним, готов узнавать и изучать новое, готов быть полезным, готов придти на помощь, готов преодолевать трудности, готов разведывать свой край, Святую Русь. Готов «ко всему большому и прекрасному», как мы поем в нашем гимне.
- Воспитание через обещание (мы добровольно обещаем исполнять свой Долг перед Богом и Родиной, помогать ближним и жить по законам разведчиков, т.е. есть некоторый идеал поведения, которому мы должны соответствовать);
- воспитание идет в микрогруппе (звене);
- скаутские программы направлены на самосовершенствование (разряды, специальности);
- воспитание не в душном помещении, а на природе;
- обучение не приказом, а показом.
Сильными и здоровыми не рождаются. Ими становятся. Некоторые люди рождаются больными, другие заболевают в детстве (или позже), и им труднее стать сильными и здоровыми. Скаутское движение является прекрасным вспомогательным средством для воспитания крепких и здоровых молодых людей. Было бы серьезной ошибкой не посылать в скаутскую организацию ребенка только потому, что он слабый или нездоровый, а тем более неправильно было бы скаутской организации отказывать в приеме таким детям.
«Приверженностью к историческим ценностям российской культуры и государственности», – если говорить словами нашего Устава. Российское разведчество есть и должно быть православным и, конечно же, российским во всех его проявлениях, должно опираться на российские педагогические традиции.
Скаутинг в разных странах мира бывает разный: с развлекательным уклоном или с туристическим, более или менее религиозным. В экономически развитых странах он дает детям возможность выйти из города, приблизиться к природе и научиться полезным умениям. В слаборазвитых странах скаутская организация бывает для детей единственным «светом в окошке».
ОРЮР же ставит перед собой, прежде всего, высокие цели духовно-патриотического воспитания, особенно учитывая, что 70 лет государственного атеизма сделали свое дело.
В России из-за низкого уровня жизни дети многого лишены, а скаутское движение помогает восполнить возможности для развития. У многих детей, особенно из маленьких городов и сел России, только в разведчестве появляется возможность расширить свой кругозор, «увидеть мир», активно развиваться духовно и творчески.
Начальники отрядов приходят отовсюду. Это и преподаватели школ и различных кружков, и доктора самых разных наук, и (иногда) даже государственные чиновники... Самый лучший случай – когда за отряд берется выросший в Организации человек, знающий изнутри потребности, проблемы и ожидания ребят. Уже настало время таких руководителей, по крайней мере, в ОРЮР уже есть отряды, которыми руководят выросшие скауты-разведчики.
А обучаются будущие руководители на курсах – Курсах Начальников Отрядов и Курсах для Руководителей.
На сборах мы проходим разряды и специальности, играем и поем, учимся что-то делать своими руками. Ходим в походы, устраиваем лагеря и биваки. Устраиваем состязания между звеньями (спортивные и интеллектуальные)…
Скаутский девиз «Будь готов!», “Будь подготовлен!” призывает работать над собой – учиться, совершенствоваться, возрастать. Одной из первоначальных целей скаутской системы была подготовка мальчиков к службе в армии, но за целый век цели и задачи Движения значительно расширились.
Пионеры возникли в России после запрета скаутского движения и многое у него взяли, по-своему переделав главное и упростив многое. Пионерский девиз: «К борьбе за дело коммунистической партии будьте готовы!» – «Всегда готовы!» У российских юных разведчиков девиз: «Будьте готовы!» – «Всегда готовы! За Россию!»
Там, где отряд состоит из членов разных вероисповеданий (в ОРЮР таких отрядов очень мало), каждого из них необходимо поощрять посещать богослужения по своему обряду. В течение лагерного периода форма дневной молитвы и еженедельного богослужения в таких отрядах должна быть самого упрощенного характера. Присутствие на молитве должно быть добровольным, и те ребята, родители которых выразили бы протест против посещения их детьми этих богослужений, должны быть от него освобождены.
Если родители всерьез против, мы не можем таких детей брать в отряд и не можем их воспитывать в этом духе. Иначе получится какое-то духовное насилие, и раздирание в разные стороны - дома и в отряде.
Если родители хотя бы не против (пусть они неверующие, пусть они относятся к этому с насмешкой) - этого достаточно для того, чтобы ребенка брать в отряд. Часто бывает, что родители потом воцерковляются через детей.
Но, повторяю, если противодействие принципиальное и очень сильное со стороны родителей, то пока дети маленькие, сделать ничего нельзя. Это, кстати, согласуется и с законами о свободе совести, и с законными актами нашего времени, и согласуется с древней церковной традицией, по которой Церковь никогда не крестила детей неверующих родителей.
Специфика ОРЮР заключается в том, что мы не международные скауты, а русские скауты. Русский человек исторически развивался в Православии, и поэтому все наши разряды начинаются с отдела Закона Божия в Православном понимании Христианства. Важная черта Православия – свобода совести. Принадлежность к другому вероисповеданию ни в коем случае не должно препятствовать вступлению в ОРЮР, с тем только исключением, что инославный разведчик должен изучать Православие по разрядам. Не должно принуждать его принимать Православие, но он должен относиться с уважением к православным уставам и обрядам, например, вставать во время молитвы, поститься в постные дни (когда общая еда в лагере, походе или на сборе), если мужского пола – снимать головной убор во время молитвы, и т.п. Если неправославный (будь он даже атеист) глумится над нашей верой или обычаями, я считаю, что он не должен быть в нашей организации.
Да, принимаем, конечно. Старшие ребята приходят в Круги витязей и дружинниц. Задача круговой работы – самосовершенствование личности, активное служение Богу, Родине и ближним. Формы работы ребята выбирают сами. Это может быть какое-нибудь церковное послушание (пение на клиросе, например), социальное служение (работа в домах престарелых и детских домах) или к примеру организация игр для младших. Всё зависит от желания и умения.
Владислав Петрович Крапивин: «Видимо, здесь действует вечный закон природы. В одних людях меньше, в других больше (чаще в тех, кто не забыл собственное детство) живет потребность помогать детям, заботиться о них. Не только о своих, а о детях вообще. В теплом отношении к ребятишкам, в стремлении сделать им что-то доброе, приласкать, защитить от беды и от боли, поделиться радостью, а то и прикрыть собой от неожиданного несчастья – вечный инстинкт, заставляющий взрослых заботиться о тех, кто ещё только подрастает. Согреть, накормить, научить полезному, уберечь, дать почувствовать любовь взрослых и уверенность, что они тебя не дадут в обиду... Это всегда было свойственно даже не только человеческому племени, но любому более или менее организованному биологическому сообществу. Утратившее такой закон общество просто не выживет. Таким образом, теплое отношение к любому ребенку – чувство понятное всякому нормальному человеку.
Но непонятное нынешнему обывателю. То есть чрезвычайно прогрессирующей сейчас в человеческом обществе особи, основу которой составляют эгоизм и патологическая склонность к потребительству. То личным благам, обывателю представляется выходящим за рамки здравого сознания.
И потому – подозрительным…»
Лучше и не скажешь.
В развитых православных скаутских традициях устроено все просто. Обычно в лагере присутствуют один или несколько священников, и не просто незнакомые люди, не имеющие опыта работы с детьми, а священники, сами вышедшие из скаутской среды. Они знают детскую жизнь, знают скаутскую жизнь, знают детские заботы. В русских скаутских лагерях за рубежом предусмотрено такое разделение, когда есть духовные руководители, и есть просто руководители отряда, которые занимаются играми, обычными лагерными заботами. Есть несколько духовников, которые тоже живут посреди лагеря всю смену, участвуют в этой жизни, предстоят на богослужении и смотрят за детьми, и дети их хорошо знают. Любой ребенок может подойти, посоветоваться, поговорить.
Это было бы хорошо, но пока у нас такое невозможно, поскольку у нас мало священников, которые понимали бы скаутскую жизнь, нет достаточного количества собственно руководителей. Чаще всего на отряд есть один-единственный взрослый, делающий все сам. Поэтому ответственности на руководителя возлагается больше, и естественно, требования к нему должны быть очень высокими. Известно, что многие взрослые начинают свою руководительскую жизнь без должной подготовки. Поэтому надо обязательно совершенствовать свои умения. По Уставу ОРЮР предусмотрены курсы для взрослых и не одни. В Уставе же сказано, что скаутские руководители во всех областях своей деятельности должны быть хорошо подготовлены. Устав уставом, но любой христианин призван углублять свою духовную жизнь, как бы ее обновлять. Тем более это относится к руководителю, который работает с детьми.