У каждого есть некое понимание, что такое "творчество". Казалось бы, о чем тут рассуждать? Но, оказывается, это - весьма неоднозначное понятие! И прежде, чем читать дальше, попробуйте ответить себе на несколько вопросов:
- Может ли "творчество" быть безрезультатным?
- Есть ли место "творчеству" при выполнении из раза в раз одного сценария?
- Можно ли планировать творческую работу и её результаты?
- Зависит ли "творчество" от уровня мастерства в той области, где применяется?
Творчество обычно определяется как процесс создания, чего-то качественно нового, чего ещё не было (не обязательно вещи, это может быть открытие, некая идея). В быту творчеством могут называть как сам творческий процесс, где играет роль воображение, интуиция, озарение, поиск решения и т.п., так и непредсказуемый заранее итог такой деятельности - творческая работа, найденное решение и т.п. Ведь именно по данным плодам и их ценности для автора или окружающих мы принимаем произошедший процесс как творчество. Например, если мы возьмём гитару и неожиданным образом на ней побренчим, даже привлекая интуицию для выстраивания звукоряда - то это будет оригинальный продукт, но вряд ли он станет творческим полноценно, пока зазвучавшая мелодия не отзовется в душе автора или слушателя. Также, если мы наиграем уже известную мелодию, типа песни, и даже очень хорошо наиграем - то это можно назвать искусством, мастерством, но не напрямую творчеством, так как не создается чего-то принципиально нового. По привычке, кое-кто всю игру на музыкальных инструментах называет творческой деятельностью, хотя было бы верным так называть лишь создание новой мелодии, импровизацию. Процесс творчества доступен как мастерам, так и начинающим, просто результаты будут разной сложности, но принцип, подход к поиску решения останется единым.
Каково место Творчества в Организации российских юных разведчиков?
Во-первых, мы стремимся развивать в ребятах творческий потенциал, творческое мышление, учим не боятся искать решений там, где они сначала неочевидны, подключать воображение, накапливать опыт воплощения задуманного. Вместо подражания, косности, обыденности и готовности быстро сдаться - развиваем индивидуальность, широту и неординарность, упорство в поиске выхода. Делается это на практике - перед детьми постоянно ставятся задачи, требующие творческих решений. А человек, умеющий решать неординарные задачи неординарными методами, не только более конкурентно способен, но расширяет всем остальным привычные границы возможного.
Во-вторых, ведя свою работу, мы строим её творчески. Конкретные программы сборов, костров, лагерей и походов, игр и тренингов во многом уникальны, являются не механическим повторением единого сценария, а авторской разработкой, наполняются новым антуражем, приёмчиками и "изюминками". Именно поэтому они интересны участникам, отличаются от просто тренировки, обучающей лекции или оздоравливающей прогулки. И это всё - помимо постоянного поиска и внедрения новых общих педагогических приёмов, базирующихся на более чем 100-летней скаутской методике.